-
Хлоп-хлоп-хлоп… Хлопают в ладоши зрители в наших театрах. А во Франции они клакают – клак-клак-клак (от фр. claque – «хлопок ладонью»). Так возникло слово «клакер», которым стали называть людей, громко и продолжительно хлопающих в театрах. Клакеры платили за то, чтобы они овациями обеспечивали искусственный успех постановке. Со временем этим же людям стали заказывать искусственный провал постановки. Для этого они должны были её освистывать и топать ногами в знак неудовольствия.
Показателем высокого профессионализма клакера было то, насколько быстро он мог заразить публику нужным настроением. Ведь одинокие выкрики «Браво!» или «Позор!» не приносят нужного результата. Нужно уметь создать впечатление единодушной реакции всего зала.
Первые клакеры появились в Риме ещё в III века до н.э. Их услугами пользовались римские императоры Нерон и Август. Римские драматурги нанимали клакеров, чтобы провалить пьесы своих соперников.
В XIX веке клакерство распространилось на Францию. Многие клакеры избрали этот род занятий своей профессией. Коллектив профессиональных клакеров назывался клакой. Затем клакерством заразились театры Италии, Великобритании, Австрии, России и Америки.
Печально знаменит бурной деятельностью клакерской мафии миланский театр "Ла Скала". Вымогательство среди его клакеров было в те времена делом обычным.
Певцам, выступавшим в нём, приходилось платить немалые деньги за то, чтоб не быть несправедливо освистанными. Тем, у кого не хватало средств на это, приходилось тяжело. Клакеры не щадили никого. Были освистаны знаменитые певцы Энрико Карузо и Паваротти.
Клакеры, сидевшие в зале среди зрителей в миланском «Ла Скала», топали ногами, швыряли на сцену гнилые помидоры, свистели и пищали.
На премьере оперы Пуччини «Мадам Баттерфляй» актёры услышали из зала крик, мяуканье, кукареканье и громкий хохот в моменты ключевых драматических сцен. В результате в Милане премьера провалилась, хотя позже в других театрах оперу ждал оглушительный успех.
Приходили клакеры из «Ла Скала» и к Шаляпину. Он тут же написал письмо в миланскую газету: «Ко мне в дом явился какой-то шеф клаки и предлагал купить аплодисменты. Я аплодисментов никогда не покупал, да это и не в наших нравах. Я привёз публике своё художественное создание и хочу её, только её свободного приговора: хорошо это или дурно. Мне говорят, что клака – это обычай страны. Этому обычаю я подчиняться не желаю. На мой взгляд, это какой-то разбой».
В середине ХХ века клакеров стало меньше, но практика клакерства ещё жива.
Но нас-то с вами не проведёшь, правда, ребята? Если нам спектакль или артист нравится, мы не будет оглядываться на тех, кто кричит «Позор!» и топает ногами. Мало ли, почему эти люди так делают…
1990-2017 Сайт для детей www.klepa.ru © Все права защищены.Использование представленных материалов без предварительного письменного разрешения не допускается.