-
Совсем недавно в Санкт-Петербург приплыл громадный Кит. Он решил остановиться в прекрасном зале Российского этнографического музея, и никто не смог ему в этом помешать. Кит оставался там два дня, и все это время принимал гостей. Внутри у него оказался удивительный кинотеатр: стоит попасть туда, как звук и изображение начинают окружать тебя со всех сторон.
Кроме того, Кит привез выставку. И фильмы, и выставка рассказывают о том, что, практически, у каждого народа Земли есть очень похожая легенда. Человек живет неправильно, ошибается все больше и все чаще. Такая жизнь долго продолжаться не может. Господь, смилостившись, дает ему шанс исправиться, даруя шанс на новое рождение и посылая его на испытание в Утробу.
Во многих случаях эта история связана с важнейшими представлениями о происхождении мира и людей. Она зафиксирована в Европе (Скандинавия, Балканы, Кавказ), в Малой, Передней, Центральной, и Юго-Восточной Азии, в Иране и Индии, по всей территории Сибири, включая побережье Северного Ледовитого океана, в Китае и Корее, на Сахалине и в Японии, на островах Тихого океана, в Индонезии и на Филиппинах, по всей Северной Америке (от арктических районов до Калифорнии), в Южной Америке (от Мексики до Патагонии), наконец, едва ли не по всей территории Африки. Ее варианты можно найти в ассиро-вавилонских и древнегреческих мифах, в Ветхом и Новом Завете, в Коране и мусульманском предании, в Калевале и Шахнаме…
Героя в различных вариантах мифа могли заглатывать разные рыбы, морские и речные животные, которым приписывались гигантские размеры (кит, касатка, акула, дельфин, рыбы бонито и сабало, форель, лосось, щука, гигантский моллюск тридакна, тюлень, котик, осьминог, калан, морская черепаха, крокодил, бобр…). Мифы упоминают огромных змей, громадных сухопутных животных (слон, мамонт, лось, бизон, волк, черепаха), орла-людоеда, разнообразные мифические существа (дракон, дэв, злой водный дух, щука-мамонт, «Гнедое Глотало», водные и подземные жабы, «змей покрытый шерстью, с лапами ягуара», «змей, похожий на рака»), а также различные природные объекты, такие как гора, камень, омут реки, «чрево дерева», чудовище в виде поросшего травою холма, пещера-поглотительница…
Это история о судьбе, об ответственности перед собой и людьми за жизнь, которую проживаешь. Сегодня для всех нас очень важно то, что именно общий мир людей прошлого, отраженный в общих мифологических образах и сюжетах является основой нашего общего понимания таких понятий как «хорошо» и «плохо». Все это — общий фундамент человеческой культуры.
Помните, как Пиноккио попал в Акулу и нашел там своего отца: «Пиноккио, простившись таким образом со своим добрым другом Тунцом, пошел, пошатываясь, во тьму. Он двигался в теле Акулы на ощупь, шаг за шагом, по направлению к светящейся точке, которую видел вдали. Чем дальше он шел, тем явственнее и определеннее становилось светящееся пятно. И после долгой ходьбы он наконец пришел. И, когда он пришел... что же он увидел там? Вы никогда не отгадаете! Он увидел столик с горящей свечой на нем. Свеча торчала в зеленой бутылке. Возле стола сидел старик, белый как лунь или как сбитые сливки, и жевал живых рыбок. А рыбки были такие живые, что то и дело выскакивали у него изо рта». Итальянский писатель Карло Коллоди, написавший «Приключения Пиноккио», опирался в этом эпизоде своей сказки на древнейший миф, общий для всего человечества.
Петербургского Кита придумал известный ученый Ефим Резван. Он сам нашел картины для выставки и подобрал фильмы. Каждый, выходя из Кита, смотрит на себя в зеркало и получает из рук Ефима Резвана «Паспорт Ионы». Туда нужно вклеить свою фотографию.
Мы поздравляем всех настоящих и будущих граждан Китовании с грандиозным событием -- встречей с Китом, и надеемся, что однажды сможем увидеть Кита в Москве. Сейчас же он отправился в Сибирь. Первыми его там увидят дети, которые учатся в знаменитой сургутской школе, носящей имя прославленного сибирского педагога Аркадия Степановича Знаменского.
Авторы фотографий – Александр Беленький и Татьяна Федорова.
1990-2017 Сайт для детей www.klepa.ru © Все права защищены.Использование представленных материалов без предварительного письменного разрешения не допускается.